Житель страны Гадаринской (chateaubriand) wrote,
Житель страны Гадаринской
chateaubriand

Category:

волчцы и тернии умной молитвы

Приходящий в Церковь человек часто испытывает интерес к непрестанной молитве. Многие пытаются идти по этому пути, и большинство этот путь вскоре оставляет. Впрочем, не все.
Наставлений по умной молитве написаны горы, не мне писать еще одно. Но кое-что хочется отметить.

1. Ошибки.
Во-первых, соблазн стремиться ко все большему числу молитв. Этот соблазн особенно силен на начальном этапе. Интересно, что с одной стороны присутствует осознание этого соблазна, а с другой стороны отсутствуют силы ему противиться. Как будто мощный ветер подхватывает молящегося, а затем... швыряет его на землю, почти обессилевшего, с уставшим умом и холодной пустотой внутри.
Во-вторых, ловушкой является увлечение внешними правилами в ущерб умной молитве. Утреннее, вечернее молитвословие, псалтирь, акафисты... Если стоишь перед выбором: внешнее молитвословие или умная молитва, то лучше несколько минут (или даже мгновений) умной молитвы, чем час молитвословия. Впрочем, порой оказываешься способен лишь на внешнее.
В-третьих, ошибкой является стремление сравнивать: как молился вчера (или сегодня утром, или час назад) и как молишься сейчас. Не надо стремиться к тому, что было, ибо каждое мгновение жизни - уникально, и надо жить в нем, а не в прошлом (или будущем).
В-четвертых, опыт молитвы может очень расходиться с тем, чего ожидаешь после прочтения святоотеческих наставлений. Я имею в виду известную схему: вначале призывающая благодать, затем безблагодатность, оставленность, сухость... На практике эта схема может изменяться до неузнаваемости, и это в какой-то момент может стать искушением.

2. Нужна ли устная молитва.
Не могу сказать, что у меня был этап исключительно устной молитвы. Скорее, это был смешанный - устно-умственный этап.
Не могу сказать, что устная молитва помогала сосредоточению внимания.
И не могу сказать, что считаю этот этап обязательным.
Для меня устная молитва имеет два плюса.
Во-первых, бывают в жизни моменты, когда все внутри становится невосприимчивым к молитве. И устная молитва, даже не молитва, а бездумное устное молитвословие - единственное, на что оказываешься способен. И, как знать, может быть такая молитва - все равно что лепта евангельской вдовицы, имевшей меньше всех, но в глазах Бога положившей в сокровищницу больше всех.
Во-вторых, устная молитва помогает встряхнуться, когда ум непроизвольно рассеивается или цепенеет. Скажем, я иногда бормочу устную молитву, находясь за рулем. Или в конце дня, когда одолевает дикая усталость. Чуть помолишься устно - и ум как бы подхватывает эстафету (на какое-то время).

3. Мысленный поток.
Когда со временем приучаешься творить молитву не в голове, а ближе к сердечной области, то ум долгое время живет сам по себе. Вроде идет молитва, а ум в это время рвется с цепи, захлебывается переживаниями, переполняется образами. Это довольно долгий и трудный для психики период. Требуется утишение ума: время от времени внутренне замирать, как бы сбрасывая с себя мусор мыслей, образов, переживаний.
Постепенно часть сознания начинает постоянно внимать молитве. Но часть сознания (ума) все равно отдается мыслям, образам и прочему.
И тогда наступает новый этап: стремление воспринимать мир, происходящее с тобой, а также приходящие мысли и образы через молитву. Не закрываться в молитве как в бункере, а смотреть на мир через нее. И ум многое начинает воспринимать иначе, становится более тихим. Именно это я сейчас и стараюсь делать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments