Житель страны Гадаринской (chateaubriand) wrote,
Житель страны Гадаринской
chateaubriand

Category:

Ум в аду. После сумерек.

Слова преподобного Силуана Афонского: "Держи ум свой во аде и не отчаивайся" известны каждому православному. И многие почему-то воспринимают их в том смысле, что надо "погружать свой ум во ад": воображать адские муки, заниматься самоуничижением, разве что не биться лбом о стену.
Но цена этому  фальшивенькому "аду" невысока. Слова преп.Силуана о другом. И адресованы они тем, кто знает, что такое ад внутри сознания. В этот ад не надо погружать ни ум, ни что-либо еще. Этот ад всегда приходит сам. И может оставаться на дни, на месяцы. На годы. Много раз уходить и снова настигать человека, приводя его на грань сумасшествия.
Этот ад - реальность сознания. И "держать ум во аде" - не есть акт собственной воли, не есть аскетическое упражнение. Это похоже на долгую боль, от которой негде укрыться и которую не в состоянии унять никакие лекарства.
И тот, кому известны подобные состояния, знает, что средства, предлагаемые церковной традицией, зачастую бывают бессильны помочь, поскольку не затрагивают глубины существа человека, где господствует ад. Это как новобранцев учат маршировать на плацу, а потом они оказываются в гуще боя и видят, что все чему их учили - бессильно против вражеского огня. Разумеется, со временем новобранец учится настоящему делу (а куда ему деваться). И он усваивает, что устав - уставом, а окопная правда - другая.
И когда он однажды, перемазанный грязью, завшивленный, пахнущий собственной мочой, встречается со штабным и тот его грозно спрашивает: "А где твои пуговицы? А сапоги почему не начищены?", то понятно в ответ штабному летит: "А ты, гнида, в окопах вшей кормил?" И эта ситуация вполне типична.
Начищенные сапоги, "пуговицы в ряд", ордена-медали перестают быть существенным критерием, хотя никто не отрицает их нужности. Конфессия, юрисдикция, соблюдение правил, частота исповеди, причащения, благочестивость -  не по этим шаблонным признакам "окопные" узнают друг друга. Хотя и не отрицают всего этого. И это не обязательно герои, это просто те, кого высшая сила (а может, темная сила?) забрасывает в окопы, где они и кричат от ужаса, и уделываются, и бегут, и по многу раз легко побеждаются...
Главная правда такого бытия заключается в том, что рецепта избавления от ада нет.  Молитва - совсем не избавление, она легко перекрывается темными атаками, когда и трясет, и корежит, и сознание распадается на части, в человеке может возникнуть не одна, но несколько субличностей... Человек оказывается в такой постсумеречной зоне, где он может лишь бессильно наблюдать, как пожирается тьмою его собственное сознание, как появляются уродливые калеки-субличности...   
Однако чему действительно стоит учиться и что зависит от человека  - так это умению не отчаиваться. Потому что отчаяние охватывает много раз и подолгу. И научиться не отчаиваться, находясь по уши в разъедающей желчи отчаяния - это вне готовых форм. Это то, что можно получить только после долгих срывов в отчаяние.
Избавление же из ада - выше сил человеческих и приходит только по воле Божьей. Когда в этот ад сходит Господь, распятый за твои грехи, чтобы на третий день воскреснуть... И Его приход бывает непостижимо странен... 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →